Анатолию Ивановичу Дубосарскому посвящается

Автор: Александр Дубосарский

Последний бой летчика Дубосарского

В каждой семье есть истории воевавших родственников, из воспоминаний которых и складывается общая картина освобождения нашей Родины. Вписать в летопись Великой Отечественной войны рассказы о судьбах людей, каждым своим шагом приближавших Победу нашего народа, — долг каждого человека, неравнодушного к своей стране.

Мой дед Анатолий Иванович Дубосарский родился в 1914 году в Одессе. Он воевал за освобождение нашей страны в качестве летчика-инструктора 2-й авиаэскадрильи 5-го гвардейского авиационного полка.

Анатолий Иванович Дубосарский

Увеличенная фотография(JPG, 607,6 КБ)

Младший лейтенант Анатолий Дубосарский погиб в бою 6 февраля 1944 г. в Витебской области при освобождении Белоруссии.

Из донесения о безвозвартных потерях

Увеличенный документ(JPG, 2,4 МБ)

В начале февраля 1944 г. Анатолий Дубосарский доставил на фронт группу молодых военных летчиков, выпускников Армавирского летного училища. Боевые сражения шли постоянно. 6 февраля заканчивался срок командировки Анатолия, после которой он должен был отбыть к месту основной службы — в Армавирское летное училище. Но Анатолий решил еще раз дать бой врагу.

Учетно-послужная карта Анатолия Дубосарского

Увеличенный документ (PDF, 410,2 КБ)

Сбитый Як-1 Анатолия Дубосарского нашли лишь в 1964 г. два брата из села Крупчина — Николай и Леонид Гончаровы. По рассказу Леонида, летчик был одет в кирзовые сапоги и шинель. Среди вещей Анатолия Дубосарского был найден партийный билет, а летная книжка пилота была скручена (чтобы не попала в руки врага). Подбитый самолет упал на территории врага, не долетев до своих 1,5 километра. В останках не обнаружено фрагментов головы, самолет падал над позициями зенитной батареи и был расстрелян в упор. Была обнаружена пулеметная лента крупнокалиберного пулемета с оставшимися 3–4 патронами, то есть боезапас был израсходован в ходе боя почти полностью.

Справка: «Немецкий самолет того времени был цельнометаллическим и оснащался несколькими крупнокалиберными пулеметами (против одного на нашем). Обшивка советских корпусов Як-1 состояла из фанеры, а хвостовая часть самолета была обтянута тканью. При поражении в ходе боя такие самолеты загорались как факелы. Советские самолеты летали группами (ведущий, ведомый и т.д.), потому что вести воздушный бой в одиночку было слишком опасно. Фашисты же, наоборот, летали преимущественно по одному, называя себя волками-одиночками, и вели открытую охоту на наших пилотов. Такое положение дел на фронтах сложилось по причине отсутствия у Красной армии военной техники, отвечающей требованиям того времени».

До 1964 г. дед числился пропавшим без вести. В 1964 г. председатель райисполкома поселка городского типа Шумилино А. И. Песоцкий увековечил память Анатолия Ивановича Дубосарского, назвав в его честь улицу в районе Добеевский Мох. На аллее славы п.г.т. Шумилино Витебской области размещена памятная плита, прямо перед постаментом.

Из учетной карточки воинского захоронения в поселке Шумилино Витебской области, где похоронен Анатолий Дубосарский, 15 октября 1991 г.

Увеличенный документ (PDF, 325,5 КБ)

В музее города есть экспозиция, где находится обнаруженная на месте падения летная книжка Анатолия Дубосарского, осколок лобового стекла кабины самолета, алюминиевая фляжка и несколько листов из личного дела.

Мой отец Владимир Анатольевич Дубосарский, полковник запаса войск авиации ПВО, неоднократно принимал участие в мероприятиях администрации поселка Шумилино Витебской области по чествованию памяти советских воинов, погибших при освобождении Белоруссии от фашистских захватчиков.

Светлая память о доблести защитников Родины всегда будет жить в наших сердцах. Спасибо и низкий поклон великому поколению победителей за мирное небо над головой.

17 апреля 2015