От брызг обледенелые
Бушлаты — как броня,
А молодые, смелые
Сердца полны огня.
Михаил Зенкевич
Я хочу поддержать замечательную акцию «Наша Победа. Моя история» и рассказать о своем родном дяде Георгии Дмитриевиче Курбатове — Герое Советского Союза.
Он родился в городе Ельце 20 апреля 1919 года. Отец его был железнодорожником, но заболел и рано умер. Трудное было время. Гремела гражданская война, кругом разруха и голод. Однако, несмотря ни на что, их мать сумела сохранить жизни своих детей, за что ей низкий поклон.
В 1936 году Георгий, окончив фабрично-заводское училище при Новомосковском химическом комбинате, начал работать машинистом-компрессорщиком этого предприятия.
В 1939 году по путевке комсомола он был направлен служить в Военно-морской флот СССР. Пройдя начальную военную подготовку в г. Кронштадте, перед самым началом Великой Отечественной войны был зачислен в бригаду торпедных катеров Северного флота старшиной группы мотористов.
С началом Великой Отечественной войны в Финляндии и Норвегии активно действовали фашисты. К северным берегам подходили их корабли с боеприпасами и техникой, обеспечивая сухопутные войска. Поэтому катер, на котором служил Георгий Курбатов, участвовал в постановке минных заграждений, атаковал немецкие корабли, конвоировал наши транспортные суда. В ходе этих боевых операций старшим краснофлотцем Курбатовым, командиром отделения мотористов торпедного катера № 15 Краснознаменного дивизиона истребителей подводных лодок Охраны Водного района Главной базы Северного флота, и была получена первая награда — медаль «За отвагу», в том числе и за спасение своего корабля.
Наградные документы, медаль «За отвагу», 5 октября 1943 года
Свой первый орден Георгий Дмитриевич получил в апреле 1944 года. В июне, июле и августе 1943 года он участвовал в спасении советских летчиков в опасных районах в дневное время, под прицелами вражеской авиации. При бомбежке вел себя хладнокровно и смело. Участвовал в высадке разведгрупп в глубокий тыл противника, в потоплении транспортов врага. За участие во всех боевых операциях своих катеров и проявленные при этом мужество и храбрость был награжден орденом Красной Звезды.
Наградные документы, орден Красной Звезды, 13 апреля 1944 года
Свой второй орден Георгий Дмитриевич Курбатов заслужил уже в том же апреле. Выходя из очередной успешной атаки на врага, катер получил повреждение. Осколком снаряда перебило трубопровод двигателя. Начали падать обороты и скорость катера. Сначала голой рукой, а потом подручными средствами Георгий закрыл пробоину, несмотря на то, что горячее масло брызгало на лицо и тело моряка. Катер и его команда были спасены, а на груди героя засиял орден Отечественной войны I степени.
Вот как описан подвиг дяди в представлении к этой награде: «В операции 22 апреля 1944 года по разгрому противника, где был торпедирован транспорт водоизмещением 4-6000 т, потоплен СКР и СКА, проявил себя хладнокровным, умелым и мужественным моряком. <...> Находясь в моторном отсеке, имевшем в первые 30 минут боя около 20 пулевых и свыше пяти осколочных пробоин, мужественно и инициативно боролся за живучесть катера».
Наградные документы, орден Отечественной войны I степени, 30 апреля 1944 года
Похожая ситуация случилась и позднее, во время так называемой свободной охоты катера. Экипаж торпедоносца обнаружил немецкий караван судов и смело пошел в атаку. Быстро сблизившись с огромным транспортником, двумя торпедами катер потопил вражеское судно. В ответ немецкие корабли охранения открыли ураганный огонь по юркому катерку, в результате которого в нем образовались пробоины и был поврежден двигатель. Студеная вода хлынула в машинное отделение, грозя окончательно вывести двигатель из строя. Оглушенный взрывом Георгий вместе с товарищами сумел заделать течь, восстановить работоспособность машины, и катер благополучно вернулся на базу. Мужественный моряк-моторист за свои грамотные, высокопрофессиональные действия был награжден орденом Красного Знамени и краткосрочным отпуском в родной Елец.
Наградные документы, орден Красного Знамени, 21 июля 1944 года
Подвиг, за который Георгий Дмитриевич Курбатов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, он совершил осенью 1944 года. В ходе Петсамо-Киркенесской операции при высадке десанта в порт Лиинахамари (Мурманская область) около полуночи 12 октября 1944 года группа катеров с десантом в составе первой волны, преодолев зону заградительного огня, на максимальной скорости подошла к причалу. Моторист Курбатов первым выскочил на пирс, чтобы закрепить швартовые концы и дать возможность десантникам беспрепятственно сойти на берег. Но на обледеневшем настиле пирса не оказалось ни одного устройства, за которое можно было закрепить трос. Тогда Георгий уперся ногой в бревно и, обмотав конец вокруг ноги, удерживал катер у пирса до тех пор, пока последний десантник не выскочил на берег.
Шквальный артиллерийский огонь противника исключал поддержку высаженного десанта огнем катеров, поэтому после высадки они немедленно покидали гавань. За время высадки немецкая береговая охрана пристрелялась по катеру, и при отходе корабль получил серьезное повреждение — пробило радиорубку, повредило рулевое управление. Катер потерял возможность двигаться в нужном направлении. Тяжело ранило командира. Старшина группы мотористов Георгий Дмитриевич Курбатов был ранен в грудь и руку, но не оставил боевого поста. Управляя катером переменными ходами моторов, он таким образом вывел катер из зоны обстрела.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года № 5059 «за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками» Георгию Дмитриевичу Курбатову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Наградные документы, звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», 5 ноября 1944 года
Из воспоминаний командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко «Вместе с флотом»: «Наши потери в боях за Лиинахамари минимальные, учитывая прорыв сквозь трехмильную зону обстрела, где каждый метр площади простреливался и заранее был пристрелян противником. Причем мы не потеряли ни одного корабля. Даже катер Успенского (из группы Шабалина), освещенный при отходе из Лиинахамари заревом горевших на берегу бензобаков и тем самым попавший под прицельный огонь вражеских батарей, сумел выйти из-под обстрела. Повреждения, причиненные катеру, были серьезными. Самое серьезное — вышло из строя рулевое управление. Командир и весь личный состав вели себя с полным сознанием долга. Следует назвать героическим поведение старшины группы мотористов Г. Д. Курбатова. Зная, что спасение катера зависело от маневрирования переменными ходами моторов, он оставался на посту, управляя моторами одной рукой (пальцы другой были раздроблены осколками снаряда), пока не вывел катер из простреливаемой зоны» (источник).
После ранения дядя лечился в госпитале, а затем вновь побывал в любимом Ельце. Мало того, перед отъездом на Северный флот лихой моряк успел жениться! Скромная церемония Георгия и его невесты Людмилы состоялась в загсе г. Ельца в январе 1945 года. Они познакомились во время первого военного отпуска Курбатова. Постоянно переписывались. Свою любовь в дальнейшем пронесли через всю оставшуюся жизнь.
Последний боевой выход в море Георгий Дмитриевич совершил в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Балтийском море.
Всего же за время войны командир отделения мотористов ТКА-13 1-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Северного флота старшина 2-й статьи Г. Д. Курбатов принимал участие в потоплении 8 кораблей противника, в 20 высадках разведывательно-диверсионных групп, а также в 20 минных постановках.
Акт вручения медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 22 февраля 1946 года
После войны дяде присвоили офицерское звание, и до 1949 года старший лейтенант Курбатов продолжал службу в ВМФ СССР. Осенью 1949 года, после увольнения в запас, он вернулся в Елец. В 1954 году окончил Орловскую партийную школу. Трудился руководителем одного из елецких транспортных предприятий, обучал и воспитывал молодежь технического училища № 30 г. Ельца.
Но и в мирной жизни нашлось место для подвига. Весной 1970 года сильнейшее наводнение угрожало смыть мост через реку Дон в районе г. Задонска Липецкой области. Чтобы спасти гидросооружение от разрушения, необходимо было укрепить насыпь, которую размывала разбушевавшаяся река. В Ельце для спасения моста срочно сформировали колонну большегрузных автомобилей, которую возглавил Георгий Дмитриевич Курбатов. Около пятидесяти автомобилей, под завязку загруженных валунами известняка, отправились в путь. Ночью под проливным дождем машины добрались до терпящего бедствие моста. Однако нужно было еще переправиться по нему задним ходом на противоположный берег и только после этого разгрузить кузова самосвалов. Глядя на сотрясаемый стихией мост, никто из водителей не решался совершить этот маневр. Тогда вновь, как в военные годы, вперед пошел моряк Курбатов. Он лично первым повел КрАЗ по опасному маршруту. И только после того, как его автомобиль, благополучно разгрузившись, возвратился обратно, этот путь повторили другие машины. В итоге мост у стихии отстояли.
Мужество в характере Георгия Дмитриевича сочеталось с добродушием и скромностью. Так, несмотря на то, что он Герой Советского Союза, а Людмила Семеновна, его жена, занимала высокую должность председателя Елецкого райисполкома, в собственную квартиру семья Курбатовых переселилась лишь в 1960 году. До этого в течение 11 лет они вместе с сыном Михаилом проживали в крошечной комнате родительского дома жены.
В 1965 году дяде была посвящена статья А. Баюканского и Г. Лебединского в газете «Ленинское знамя» под названием «Атакуют торпедные катера».
Страница газеты «Ленинское знамя», 4 мая 1965 года (http://lounb.ru/war/images/pers/elets/010/b04.jpg)
Имя Г. Д. Курбатова носили пионерские дружины Федяшевского детского дома Ясногорского района Тульской области, средней школы в поселке Гранитный Мурманской области, средней школы № 5 г. Ельца. Приказом командира войсковой части 13130 (г. Североморск) от 30 июля 1983 года № 341 Георгий Дмитриевич Курбатов объявлен почетным членом экипажа одного из кораблей Северного флота. Его именем названа одна из улиц города Ельца.
19 апреля 1991 года Георгий Дмитриевич Курбатов трагически погиб в дорожно-транспортном происшествии за рулем личного автомобиля.