Меня зовут Мария Митасова. На протяжении семи лет работаю в корпоративной журналистике газовой отрасли. Этот текст когда-то появился на одном дыхании, в годовщину смерти моего дедушки Евгения Константиновича Афанасьева, летчика от Бога, который воевал всю Великую Отечественную в небе.
Никто в доме не догадался, что он родился с крыльями за спиной.
Ни мать, необычная характером женщина с необычным именем Ванда, ни отец, по профессии живописец по фарфору, но работавший на приисках. Евгений Константинович Афанасьев родился в 1922 году, ходил в школу — целых восемь лет. А в 16 парень расправил крылья, потому что они — остальным невидимые, но для него вполне ощутимые — подросли и требовали неба: пошел по зову души в Читинский аэроклуб.
В феврале 1941 года Женя вступил в ряды Красной Армии и начал учиться в Ульяновской военной авиационной школе пилотов. Родился со штурвалом в руках — это все видели, чувствовали: и парни, соученики по школе, и те, кто обучал его летать.
22 июня сорок первого грянуло громом средь ясного неба, которое вдруг, за несколько часов, превратилось из места тренировочных полетов в поле битвы. Им все-таки дали доучиться. До сорок второго. Затем Евгения и еще многих молодых пилотов направили воевать в Бакинский истребительный авиакорпус ПВО-962.
В бой рвались. Хотели показать свою силу, силу и красоту машин, хотели воевать так, чтобы страна ими гордилась, чтобы в глазах отражались один за другим черные дымы сбитых, горящих прямо в воздухе вражеских самолетов, штопором уходящих вниз и втыкающихся носом в землю. Так-то, знай, мол, наших!.. Хотели, но почти никому ничего из этого сделать не удалось. В первом же бою плотным кольцом их окружили немецкие самолеты, и погибли все. Все, кроме Жени. Небо, которое он так любил и которым грезил, защитило и решило, что будет жить дальше. Вместо Евгения семья потеряла другого сына — Аркадия. Получили извещение: без вести пропал.
В 1945-м младший лейтенант Евгений Константинович Афанасьев, старший летчик 962-го истребительного авиационного полка, 8 ИАК ПВО, награжден орденом Красной Звезды. Из представления к награде: «Летает отлично на самолете Р-40 днем и ночью в сложных метеоусловиях. Имеет общий налет 575 часов, из них ночью 119 часов, без единого случая поломок и аварий. Воздушный снайпер. Является отличником УБП с 1942 года. С января 1945 года работает врио командира звена. Благодаря его отличной организаторской способности, умелому руководству и упорному труду, звено, составленное из молодых летчиков, занимает первое место в подразделении и заканчивает первую задачу УБП-45 года без единого летного происшествия. На последней инспекторской проверке звено показало отличные результаты. За время пребывания в части не имеет ни одного взыскания. Как отличный летчик был неоднократно выделен на перегонку иностранной материальной части и несмотря на трудные зимние условия задания выполнял отлично. <...> За отличное несение боевого дежурства по обороне города Баку и его объектов от воздушного противника, за отличные показатели в учебно-боевой подготовке и безаварийность в летной работе достоин правительственной награды».
Наградные документы, орден Красной Звезды, 18 августа 1945 года
Авиационная энциклопедия «Уголок неба», статья «P-40 на Советско-германском фронте» (В. Р. Котельников, О. Ю. Лейко, В. С. Вахламов): «Широко использовавшийся советскими ВВС в годы Великой Отечественной войны американский истребитель Кертис Р-40 (разные варианты которого более известны у нас под английскими названиями „Томагаук“ и „Киттихаук“).
Особенно выделялась значительная по советским меркам дальность полета — до 1100 км. Мотор „Аллисон“ при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать „Томагаук“ как истребитель сопровождения и для полетов над морем. Положительно оценивалась также прочность и надежность планера самолета и хорошая зашита летчика — бронестекло на наших истребителях тогда почти не применялось. <...>
Поскольку „Томагаук“ плохо подходил для равного боя с истребителями противника, его у нас старались применять как истребитель ПВО и для ударов по наземным целям. <...>
В настоящее время единственным отреставрированным экземпляром „Киттихаука“ у нас в стране располагает музей ВВС Северного флота. Кроме того, на Севере найден и доставлен в Москву „Томагаук“. А ведь их насчитывалось в нашей авиации 2200 штук». (Источник: www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/p40/p40.html.)
Летчик. Старший летчик. Командир звена. Замком эскадрильи. Командир эскадрильи. С 1946 по май 1958 года, пока не уволился в звании майора в запас, Афанасьев жил небом. Крылья держали его крепко. Характеристика на сложенном вдвое листе тонкой бумаги со штампом: «...показал себя теоретически грамотным и подготовленным в военном плане офицером... летал смело и уверенно... 1660 часов, из них на реактивных — 665, ночью — 377... Ут-2, Р-63, Як-11, Ла-15, УТИ МИГ-15, МИГ-15, МИГ-17... дисциплинирован, спокоен, честен, морально устойчив...». Летная книжка пестрит записями. Оценки — сплошь «отлично». Редко-редко — «хорошо», и тут же обязательно — отметка о плохой видимости или что-либо подобное.
В пятьдесят четвертом Афанасьев женился. С будущей супругой Марией свела сама Судьба — за компанию зашел в гости. Зашел — и пропал: стройная, с осиной талией, умевшая любую мешковину превратить в модельный костюм, с неизменно элегантной прической и в туфельках на высоком каблуке, острая на язык, видавшая все тяготы войны и знающая жизнь. И вдруг — не замужем. Ждала, видно, свою любовь не спеша. Грех отпустить от себя такую женщину. За три года до запаса родилась первая дочь Наталья, за год — вторая, которую назвали Татьяной. Таня больше похожа на отца, Наташа — на мать.
«1961. Контора „Газопередачи“. Зачислен оператором КИП 3-го разряда для проверки, ремонта ртутных приборов и работы с ртутью». С этой записи в трудовой книжке начался путь Евгения Константиновича в газовой промышленности, где он проработал больше четверти века, сменив одно любимое дело на другое, тоже ставшее важным и нужным в его жизни.
За 25 «газовых» лет — череда наград, почетных грамот и благодарностей, среди которых медаль ветерана труда, значок «Отличник Министерства газовой промышленности», подписанный самим С. О. Оруджевым — министром газовой промышленности СССР. Они лежат отдельно, бережно переложенные калькой. Два ордена Красной Звезды. Медали «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией»...
Акт вручения медали «За оборону Кавказа», 1 мая 1944 года
В толстой папке с наградами, грамотами и медалями — газетная вырезка «Мастер перехвата воздушных целей». Большой репортаж некоего журналиста А. Лешенкова. В конце фраза: «Есть у Афанасьева еще одно ценное качество, которое обеспечивает ему успешное выполнение заданий, — это высокое чувство ответственности».
Всё это о нем: с честью — войну, с честью — всю жизнь.