Осталась память о войне,
Она живет в тебе и мне,
О тех, кто жив, кто воевал,
И тех, кто без вести пропал...
Марк Львовский
Мой прадед Иван Дмитриевич, отец семейства Вьюшиных, — потомственный рабочий Балтийского судостроительного завода. Он умер в 1942 году, в разгар блокады Ленинграда. Моя прабабушка Мария Платоновна Вьюшина, его жена, — домохозяйка, всю блокаду прожила в Ленинграде, все вынесла, а умерла в следующем после Победы году — в 1946-м.
Я хочу рассказать об их сыне, моем дедушке Сергее Ивановиче Вьюшине. Он родился в Санкт-Петербурге в 1908 году, проживал на Васильевском острове. Преподавал в ремесленном училище при заводе «Красный металлист». Женился на моей бабушке Надежде Емельяновне в 1939 году. А 19 августа 1940 года родилась моя мама Зоя Сергеевна Вьюшина (в замужестве Рудакас).
В первые же дни войны завод перешел на выпуск оборонной продукции. Многие работники уходили в армию и в народное ополчение. Мой дед тоже сразу ушел на фронт, оставив жене и дочери фотокарточку с трогательной памятной подписью. Вероятно, не сразу, но стал командиром взвода 51-го батальона аэродромного обслуживания.
Подпись на обороте: «На память Наде с Зоей от Зоиного папы», 6 ноября 1941 года
Мне удалось найти сборник воспоминаний ветеранов 14-й воздушной армии, изданный в Ленинграде в 1986 году. Одна из статей написана А.А. Кузнецовым, который одно время служил в том же 51-м батальоне аэродромного обслуживания. Я приведу здесь отрывки из его воспоминаний, позволяющие получить представление о жизни батальона.
«...меня направили в распоряжение командира 51-го батальона аэродромного обслуживания. Батальон только что начал формироваться, и в нем я был первым, кто знал радиостанции и мог держать радиосвязь. Мне было поручено сформировать радиовзвод. С командировочным предписанием я явился на пересыльный пункт для получения личного состава. Мне дали сто человек, но из них нашелся только один радиолюбитель, знакомый с радиосхемами, — Борис Троицкий, и один электромонтер — Иван Буров. Это всё, на кого я впоследствии опирался, пока не подготовил других.
Пришлось спешно оборудовать походные столы для изучения материальной части, азбуки Морзе, радиосвязи и начать обучать солдат, не имевших даже неполного среднего образования, радиотехнике, обучать с „азов“. Одновременно вел занятия по изучению вооружения, а теорию воздушной стрельбы преподавал и командному составу. В этом мне большую помощь оказывали командир батальона майор Бураков и начальник штаба майор Бусыгин.
Налеты немецкой авиации были довольно частыми, нас не раз перебазировали с одного места на другое. Но где бы взвод ни находился — а размещались мы и в землянках, и в крестьянских домах, — учебные занятия проводились регулярно. Упорно осваивали радиотехнику, связь, вооружение, стрельбу, в результате через два месяца радисты были готовы к работе на ключе, к ведению радиосвязи и приступили к непосредственному обеспечению боевых действий. Вначале мы обслуживали гвардейский истребительный авиаполк, а затем полк ночных бомбардировщиков. Из-за тяжелого положения на фронте большинство подготовленных мною радистов были отправлены в наземные войска, многие из них добровольно ушли на передний край. В подразделение прислали девушек, которых также пришлось обучать.
Радиовзвод в составе 51-го батальона аэродромного обслуживания (БАО) принимал непосредственное участие в обеспечении прорыва блокады Ленинграда, и мы рады, что внесли в это свою посильную лепту» (источник).
Сейчас доподлинно неизвестно, но получается, что и мой дед командовал своим взводом в составе 51-го БАО где-то на Волховском фронте, у родного Ленинграда.
О деятельности батальонов аэродромного обслуживания написано в статье генерал-майора В.Н. Козельского и полковника М.А. Боброва «Тыл Военно-Воздушных Сил Красной Армии, его работа и организация в годы Великой Отечественной войны»:
«...уже в первые дни войны выявилась острая необходимость в увеличении количества БАО, наличия в составе районов авиационного базирования складов для обеспечения частей материальными средствами и своего автотранспорта. Поэтому директивой заместителя Наркома обороны от 24 августа 1941 года была проведена новая реорганизация органов тыла, согласно которой более четко определились задачи района авиационного базирования, изменилась его структура.
В результате организация и возможности войскового звена авиационного тыла значительно улучшились. Основной тыловой частью в авиации стал батальон аэродромного обслуживании. Он мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки: бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные. <...> В годы Великой Отечественной войны авиационно-технические части обеспечили 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов фронтовой и дальней авиации. При этом было израсходовано более 1 млн т авиационных боеприпасов и более 1 млн 700 тыс. т авиационных ГСМ.
За годы войны в трудных условиях боевой обстановки личный состав частей авиационного тыла делал все возможное по обеспечению боеспособности и успешных боевых действий авиационных соединений и частей».
В январе 1943 года мой дед лейтенант Сергей Иванович Вьюшин пропал без вести, так и не дождавшись освобождения родного города. Семья до сих пор не знает ни обстоятельств его гибели, ни места захоронения.
Приказ об исключении из списков РККА, 26 октября 1945 года
Константин Иванович Вьюшин был призван Свердловским РВК г. Ленинграда в 1941 году. На портале «Подвиг народа» есть копии документов о награждении его орденом Красной Звезды по представлению к ордену Отечественной войны II степени в 1944 году. Тогда он был начальником штаба дивизиона 505-го отдельного минометного Новгородского полка РГК, в звании капитана.
Константин Иванович Вьюшин (в нижнем ряду крайний справа)
Изнаградного листа: «...в период подготовки к наступательным боям в районе Васкнарва Эстонской ССР наладил хорошую разведку в своем дивизионе, благодаря чему был хорошо изучен передний край обороны противника: выявлены огневые точки, найдены удобные места для форсирования р. Нарва. Благодаря хорошо налаженной разведке своевременно был обнаружен отход противника. С началом отхода противник резко усилил боевую деятельность артиллерии, начал сильный обстрел боевых порядков наших войск. По личной инициативе тов. Вьюшина дивизион открыл огонь по арт. мин. батареям противника, в результате чего было подавлено: 1 арт. батарея, 2 мин. батареи и уничтожено 2-81 миномета с прислугой. В ходе преследования отступающего противника батальон 602 сп 19 сентября 1944 года в районе Вихте встретил сопротивление небольшого прикрытия. По команде тов. Вьюшина дивизион быстро развернулся и немедленно открыл огонь, в результате чего было подавлено: 2 огневые точки и до 10 солдат противника, остальные немцы разбежались. В ходе преследования с 19 по 27 сентября 1944 года тов. Вьюшин хорошо руководил своим дивизионом на марше, благодаря чему дивизион двигался все время вместе с пехотой, готов в любую минуту к открытию огня».
Наградные документы, орден Красной Звезды, 4 ноября 1944 года
Константин Иванович прошел всю войну, вернулся, получил высшее образование, служил в адвокатском бюро.
Моя мама Зоя Сергеевна прожила всю блокаду в Ленинграде на Васильевском острове. Ей повезло выжить, она окончила школу, поступила в швейное училище, работала на фабрике им. Володарского начальником закройного цеха.
Война не сумела прервать линию жизни нашей семьи. Я — внучка Сергея Ивановича Наталия Павловна Рудакас, родилась в 1963 году, имею высшее образование, работаю в ПАО «Газпром» уже 13 лет. Его правнук Павел Сорокин родился в 1988 году.