Мне бы хотелось внести маленькую толику в этот замечательный проект и рассказать о своих дедушках и бабушках. Итак...
Как читатель я, безусловно, понимаю, что интересно было бы побольше историй про войну. У меня оба дедушки и обе бабушки воевали. Казалось, что, поговорив со своими родителями, дядями, тётями, получится интересный рассказ, основанный на историях о военном быте, подвигах и т.д. Но... Я столкнулся с тем, что никто толком ничего рассказать не смог. И вся родня в один голос говорила: «Они практически ничего о войне не рассказывали». Если что-то и говорили, то как-то вскользь, общо, не заостряя внимание на деталях, и с полным отсутствием «я»! Расспрашивать у нас в семье было не принято. А сейчас при подготовке материала стало жалко, что о том, как они пережили те годы, мы, по большому счёту, ничего не знаем, и спросить уже не у кого.
Однако кое-какая информация всё же была. Вот что из этого получилось.
Самая в нашей семье долгая судьба на войне. Дед всю войну прошёл водителем. Кто-то может сказать да что там водителем, это тебе не лётчик и не танкист! Но, судьба передышек ему не давала. Дед прошёл три войны. Началось всё для него в 1939 году с войны с Финляндией. Затем Великая Отечественная. А после — война с Японией.
Дед был призван по мобилизации в сентябре 1939 года. В составе зенитно-артиллерийского дивизиона принимал участия в боевых действиях с декабря 1939 по март 1940 года. О финской он вообще ничего не говорил. Один раз как-то вскользь сказал, что было очень тяжело психологически из-за неоправданно больших потерь. И всё. Ни наград. Ничего.
Великую Отечественную дед прошёл от начала до конца.
Был призван по мобилизации в июне 1941 года. Вплоть до февраля 1945 года воевал на Ленинградском фронте. Далее в составе 1-ого Украинского фронта участвовал во взятии Праги и Берлина. А в июне 1945 года был переброшен в Манчжурию, где в составе 1-го Дальневосточного фронта с августа по сентябрь 1945 года принимал участие в боевых действиях против японских милитаристов (так было написано в наградной книжке). Был ранен.
Дед находился в числе водителей, которые снабжали по «Дороге жизни» блокадный Ленинград.
Когда мне было лет 10, мы смотрели по телевизору старый советский фильм (не помню название). В том фильме машина, ехавшая по «Дороге жизни», провалилась под лед, и было видно, как подо льдом горят фары тонущей машины. Тогда дед, наверное, единственный раз рассказал немного про «Дорогу жизни», да и вообще про войну. Рассказал, что ночью со включенными фарами стали ездить только во вторую блокадную зиму, когда на полную мощь стали работать все элементы противовоздушной обороны. А зимой 1941/42 ночью ездили с выключенными фарами. Что ездили с открытыми дверьми, чтобы быстро покинуть машину в случае, если она проваливалась под лёд, и регулярно меняли маршруты (как вы знаете «Дорога жизни» — это не одна дорога). Сейчас благодаря документальным и художественным фильмам эти факты известны многим. А когда дед рассказывал, было очень интересно.
Эта зажигалка досталась мне от деда, с ней он прошел всю войну
С самого начала и до конца Великой Отечественной войны дед — шофёр автомобильного батальона отдельного автополка. С июня 1941 — командир отделения легендарных «полуторок» (ГАЗ АА), а с сентября 1943 — начальник зарядной аккумуляторной станции.
Александр Сахартов участвовал в освобождении Праги, Берлина, а после Победы их погрузили в эшелоны и куда-то повезли. Он говорил, что они не знали куда. Оказалось, побеждать Японию. После переброски в 1945 году на Дальний Восток находился в распоряжении стрелковой дивизии, был шофёром автомашины «Виллис», занимался переброской десантных групп и вывозом раненных с поля боя.
Недавно, когда я расспрашивал родных о «дедушках-бабушках», мне отец рассказал очень интересный факт. В одном из разговоров дед поделился, что ни в финскую, ни за всю Великую Отечественную не было так «не по себе» как во время войны с Японией. А именно когда сдалась Квантунская армия. Рассказал, что идёт, растянутая на много километров, пленная миллионная армия, её сопровождают автоматчики, один на километр. Едешь мимо на машине и не знаешь, доедешь ты до следующего автоматчика или нет.
Дед был демобилизован в звании старшего сержанта.
Награждён орденами Отечественной войны II степени (1985 г.) и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
К сожалению, эта часть истории будет самая маленькая. Бабушка умерла, мне ещё и четырех лет не было. А родственники почти ничего не рассказали.
Бабушка — дочка примы-балерины Мариинского театра, тоже была балериной. До войны танцевала в Мариинском театре (с 1935 года театр оперы и балета им. С.М.Кирова). Когда началась война, она ушла добровольцем на фронт.
Была санитаром. Воевала на Ленинградском фронте. Получила серьёзную контузию. После чего до самого конца войны в составе театральных бригад выступала перед бойцами Красной армии на фронте и в прифронтовых районах.
Награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Встреча ветеранов Великой Отечественной войны, участников ледовой Ладожской дороги. Александр Михайлович Сахартов второй справа, Ирина Николаевна Сахартова третья справа
Война для деда началась с самого первого дня. Он был призван на фронт 22 июня 1941 года. Летом — в начале осени 1941 года он служил бортовым техником на самолёте ЛИ-2. На самом деле в 1941 году это не был ещё тот легендарный военно-транспортный самолёт, каким мы его знаем по военным фильмам. Его серийное производство как полноценной многоцелевой военной модификации (в основном военно-транспортной и бомбардировщика), оснащенной вооружением, началось только в 1942 году. А в 1941 это был, по сути, пассажирский самолет ПС-84, использовавшийся для десантных целей.
В конце сентября 1941 года после выполнения боевого задания по выброске десанта в районе г. Лебедин Сумской области для подрыва ж/д моста их самолёт был сбит истребителем противника. Дед был ранен в ногу. Также пулевое ранение получил и штурман. Сумев выпрыгнуть с парашютом, лётчик, штурман и дед добрались до небольшой деревни и укрылись в одной из изб. Спустя некоторое время к ним в избу зашёл старик и сказал, что один из местных пошёл в соседнюю деревню, где были немцы, сообщить о русских лётчиках и что необходимо срочно уходить в лес. Дед говорил, что немцы приехали в деревню в тот момент, когда они вошли в лес. Несмотря на ранения, им удалось добраться до своих. До ранения за три месяца дед в качестве бортового техника совершил 98 боевых вылетов.
Как вы знаете, в начале войны немцы имели подавляющее преимущество в воздухе, и большое количество советских пилотов погибли в первые месяцы войны. Красная армия испытывала острый дефицит лётных кадров и поэтому многих штурманов, бортовых техников отправляли на лётные курсы. После небольшого времени, проведённого в госпитале, дед эти курсы закончил, и уже практически до конца войны не вылезал из-за штурвала самолёта.
Он летал на всех типах самолётов. Молодые лётчики, как правило, начинали на бомбардировщиках. Затем дед летал на штурмовике ИЛ-2.
В 1944 году Георгий Абрамов пересел на истребитель ЯК-3. Несколько лет назад друг деда подарил мне его личную алюминиевую фляжку, на которой его рукой нацарапано ЯК-3.
Воевал во 2-м гвардейском истребительном авиационном Оршанском Краснознамённом ордена Суворова полку. У нас в семье сохранилась газета «Крылья Родины» от 25 ноября 1972 года. В ней на второй полосе в рубрике «Материалы фронтовых номеров газет за 1941 — 1945 гг.» в заметке «На подступах к цели» упоминается дед, гвардии лейтенант Абрамов, сбивший бомбардировщик противника.
Дальше показания расходятся. Кто-то в семье говорит, что он был ещё раз ранен, кто-то, что ещё дважды. Но, так или иначе, в октябре 1944 года дед начал работать диспетчером по перелётам на перегоночном аэродроме, обеспечивал перегон самолётов на фронт. А с марта 1945 и до конца войны служил на фронте в должности адъютанта эскадрильи.
Награждён 2-мя орденами Красной Звезды (в 1947 и предположительно 1953 гг.), медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Утверждать, что это полный список его наград я не могу. К сожалению, наградные книжки не сохранились. Возможно, и часть наград тоже. Разбирая их при подготовке данного материала, я обнаружил, что общие планки для крепления орденов и медалей зияют пустотами.
После войны служил в Австрии, потом в Венгрии, откуда летом 1946 года их передислоцировали в Баку, где дед прослужил до своего увольнения в звании подполковника до 1965 года.
Разбирая бабушкины документы (их сохранилось больше всего), я обнаружил один, интересный и, в то же время, трагичный факт. В сохранившейся зачётной книжке студентки 1-го курса Ленинградского педагогического института последний сданный экзамен — военное дело. Оценка — отлично. Дата — 27 июня 1941 года. Это был единственный экзамен, который она сдала на «отлично».
Зачетная книжка студентки 1-ого курса Ленинградского педагогического института Евгении Титовой
После начала войны Евгения Титова записалась добровольцем на фронт. Её направили под Ульяновск в Центр подготовки радистов. На фронт попала в мае 1942 года. Воевала на Брянском (1942), 1-м и 2-м Прибалтийских (1943), 3-м Белорусском (1944), 1-м Украинском (1944-1945) фронтах. За годы войны в должности начальника радиостанции отдельной роты связи штурмового авиакорпуса обеспечивала связь штурмовиков со штабом корпуса, после радиостанция находилась в частях 11-ой гвардейской армии в качестве станции наведения. Как написано в наградном листе «по отзывам лётчиков и заместителя командующего 3-й воздушной армии радиостанция работала отлично».
По рассказам родственников бабушка была уникальным радистом. Она передавала значительно больший объём групп (слов), чем было положено по нормативам. Сокращение времени передачи при чёткой работе затрудняло работу радиоразведки противника и улучшало скрытность радиосвязи. В августе 1944 года она была награждена нагрудным знаком «Отличный связист».
Удостоверение на право ношения нагрудного знака «Отличный связист», 9 августа 1944 г.
Войну бабушка закончила старшим сержантом, радистом I класса. Награждена орденами Отечественной войны II степени (1985 г.) и Красной Звезды, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
Интересный факт. Аппаратура для радиосвязи находилась в мобильных фургонах, которые перемещали при изменении дислокации войск. Фургоны своими силами закапывали в землю и маскировали. Бабушка так «накопалась», что всю жизнь терпеть не могла земляные работы и была ярой противницей дачи.
После войны Евгения Федоровна служила в Центральной группе войск. Осталась по вольному найму во 2-м гвардейском истребительном авиационном Оршанском Краснознамённом ордена Суворова полку в должности машинистки. Некоторое время служила в Австрии, потом — в Венгрии до июля 1946 года.
Именно с Венгрией связана ещё одна интересная история, которая могла на долгие-долгие годы решить все финансовые проблемы семьи. Бабушка нашла клад — большую шкатулку с драгоценностями. По её описанию даже 25 процентов, полагавшихся при сдаче найденного государству, хватило бы, чтобы прожить всю жизнь припеваючи! Не знаю, насколько несметны были эти богатства, но ...моральный дух был так высок, что бабушка шкатулку со всем содержимым отдала командиру полка! И, как она рассказывала, никогда об этом не жалела! Зная бабушку, уверен, не лукавила ни капли.
Если вы обратили внимание, я несколько раз упомянул 2-й гвардейский истребительный авиационный Оршанский Краснознамённый ордена Суворова полк. И дедушка, и бабушка служили в нём. Они познакомились в конце войны. И, несмотря на то, что, как рассказывала бабушка, другие лётчики, пролетая, сбрасывали ей шоколад и книги, она в марте 1946 вышла замуж за деда. У них родились три дочери, одна из них моя мама.