Александру Николаевичу Косорукову посвящается

Автор: Ольга Александровна Валуйских

Дорога жизни

Я хочу поделиться рассказом моего отца — ветерана Великой Отечественной войны Александра Николаевича Косорукова.

Александр Николаевич Косоруков

Увеличенная фотография(JPG, 187,1 КБ)

"Родился я 4 марта 1921 года в с. Черемное Павловского района Алтайского края. Родители до революции и после были крестьянами, с 1931 года вступили в колхоз. После окончания 7 классов с 1 октября 1939 по сентябрь 1940 года я учился в школе фабрично-заводского училища при барнаульском вагоноремонтном заводе. 14 октября 1940 года я был призван на действительную военную службу Барнаульским горвоенкоматом и направлен на Дальний Восток.

1 ноября 1940 года нашу команду высадили из вагонов на станции Новосмоляниново Шкотовского района Приморского края, где я был зачислен в штат 71-го отдельного путевого железнодорожного батальона 4-й отдельной железнодорожной бригады.

В середине 1941 года наш батальон отправили на новое место службы — на станцию Красное Львовской железной дороги.

22 июня 1941 года, услышав артиллерийскую канонаду и гул самолетов, личный состав части подняли по тревоге, построили, объявили о начале войны с фашистской Германией. На сборы, пополнение запасов было отпущено 2 часа. Затем нас вывели в район вероятного появления противника, где мы приступили к строительству оборонительных сооружений.

Отходя вглубь страны, наша часть из района Полтавы была посажена в железнодорожные эшелоны, и в начале сентября 1941 года прибыла на ст. Тихвин в состав 11-й отдельной железнодорожной бригады Волховского фронта. Мы восстанавливали разрушенные противником железнодорожные пути.

8 сентября 1941 года немецкие войска сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. Сухопутные пути сообщения были прерваны.

Перед военным советом Ленинградского фронта встал вопрос, как обеспечить доставку продовольствия для жителей Ленинграда и для личного состава Ленинградского фронта.

Было принято решение строить автотрассу от Ленинграда старинным большаком до западного берега Ладоги, а там спускаться на лед у мыса Осиновец. По льду Ладожского озера необходимо было пройти 30 км, далее — по лесному массиву до железнодорожной станции Подбровье.

Для строительства автотрассы были выделены саперные части Ленинградского фронта, привлекалось и местное население.

Совершая трудовой подвиг, в короткий срок сдали автотрассу сухопутных участков. Большие затруднения были в строительстве дороги по льду Ладожского озера. Только с наступлением сильных морозов в конце ноября 1941 года открыли движение по льду конными обозами с ограниченной погрузкой. На каждую повозку — не более двух мешков ржаной муки.

Александр Николаевич Косоруков

Увеличенная фотография(JPG, 170,7 КБ)

Когда в декабре толщина льда стала достаточной, по льду пустили автомашины. Движение по этой трассе проходило в исключительно трудных условиях. Трасса систематически простреливалась противником, автоколонны подвергались бомбежкам с воздуха. Много проблем добавляли и природные условия. При сильных морозах лед трескался, вода выходила на лед, образовывались промоины, в которые нередко проваливались автомобили. Кроме того, сильные ветры со снегом ограничивали видимость, автоколонны прекращали движение. Были случаи, когда на определенных ледовых участках автомашины полностью заносило снегом, водители оставались в кабинах. Когда заканчивалась пурга, путевые рабочие откапывали автомашины и выручали водителей, отправляя их на обогревательные пункты.

Благодаря героизму советских людей эта дорога продолжала работать и выполнять поставленные задачи. В летний период переправлялись водным транспортом.

Моя часть находилась на станциях снабжения Волховстрой и Подборовье. Мы восстанавливали станционные пути, которые были разрушены авиабомбежкам.

Дорога жизни обеспечила прорыв Ленинградским фронтом блокады Ленинграда. 18 января 1943 года в районе Шлиссельбурга и других населенных пунктов произошло соединение войск Ленинградского и Волховского фронтов«.

Отец рассказывал, что прорыв блокады Ленинграда был самой радостной и долгожданной вестью для многих.

Из сообщения Советского информбюро, 18 января 1943 года:

«На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших г. Ленинград. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 км и форсировав реку Неву, наши войска в течение 7 дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты Марьино, Московская Дубровка, Липка, рабочие поселки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, станцию Синявино и станцию Подгорная.

Таким образом, после 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду г. Ленинграда».

Удостоверение о награждении Александра Косорукова медалью «За оборону Ленинграда»

Увеличенный документ(JPG, 351,2 КБ)

Александр Николаевич Косоруков после войны

Увеличенная фотография(JPG, 207,7 КБ)

Это все, что нам удалось узнать от отца о том тяжелом военном времени.

Для всей нашей семьи Александр Николаевич Косоруков был и остается большим примером. А в заключение хочу привести список орденов и медалей, которыми был награжден отец.

Награды Александра Николаевича Косорукова:

Ордена

  1. Отечественной войны II степени
  2. Красной Звезды

Медали

  1. «За боевые заслуги»
  2. «100 лет со дня рождения В. И. Ленина»
  3. «130 лет со дня рождения И. В. Сталина»
  4. «За оборону Ленинграда»
  5. «За победу над Германией»
  6. «20 лет победы над Германией»
  7. «30 лет победы над Германией»
  8. «40 лет победы над Германией»
  9. «50 лет победы над Германией»
  10. «60 лет победы над Германией»
  11. «65 лет победы над Германией»
  12. «60 лет окончания Второй мировой войны»
  13. Жукова
  14. «Ветеран труда»
  15. «За освоение целинных земель»
  16. «65 лет освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
  17. «30 лет Советской армии»
  18. «50 лет Советской армии»
  19. «60 лет Советской армии»
  20. «70 лет Советской армии»
  21. «250-летие Ленинграда»
  22. «В память 300-летия Санкт-Петербурга»

10 апреля 2015